ВЫПУСК  V
 

 
 

На главную

Содержание выпусков

Некоторые цитаты

Контакты

РАШ 

 

От редактора

Похоже, левая идея переживает ренессанс. По крайней мере, с некоторых пор в интеллектуальных кругах стало привычным бравировать переоценкой марксизма, как и социалистического опыта в целом. Я говорю «бравировать» лишь потому, что в отрыве от практического действия, а проще - от последовательно заявленной позиции, такие жесты в сторону левизны выглядят .лишь интеллектуальиой модой: ее носители крайне разрозненны, что не мешает им ритуально поклоняться именам и знакам. И не исследовать проблему. Мода на левое, недавно у нас воцарившаяся - достаточно присмотреться к тенденции художественных проектов, к публичному ажиотажу, которым сопровождается выход так называемой левой литературы (нередко спустя десятилетия после смерти достойного автора), к самой иерархии, установленной в отношении «левых» писателей, все это, на мой взгляд, есть выражение не до конца осознаваемой потребности. Речь, в сущности, идет о той задаче, которую и призваны решать интеллектуалы: находить ресурсы для критики, а значит, для свободы внутри общественных установлений. Причем критика это не отстаивание корпоративных интересов, а наделение голосом тех, кто в социальном поле остается безмолвным. Критика - занятие позиции слабого, того, кто угнетаем, но не может об этом сказать. Вот почему критика - это и анализ, анализ сложившейся ситуации, артикуляция зон этой «слабости» и этого «молчания».

Возвращаясь к левой идее, хочется заметить, что, конечно, есть традиция, с которой эта идея неразрывно связана. Пожалуй, первые подступы к пересмотру марксизма намечаются у нас уже сейчас, и этот пересмотр может идти по линии как открытия неизвестного наследия, так и повторного возвращения, к, казалось бы, знакомому кругу идей. Мы хотели бы предложитъ именно второе: попытаться вместе с современными философами и теоретиками заново прочесть идеи и тексты - ведь не секрет, что для понимания некоторых смыслов требуется время, время как историческая точка, в которой эти смыслы кристаллизуются, «выходят на поверхность», образуя фигуру прошлого-настоящего, в которой только и проявляется их полнота. Именно так, на наш взгляд, поступают такие различные мыслители, как Ж.Деррида, А. Бадью и А. Негри, - причем последние двое являются заядлыми политическими активистами. Представление Негри русскому читателю, хотя и запоздалое, восполняет существенный пробел: нашумевшая «Империя», книга, написанная им совместно с М. Хардтом, стала новым «Капиталом» XXI века (взгляды Негри анализирует А. Пензин). Размышления о левом возвращают к самим истокам политического: как формируется то пространство, внутри которого осуществляется представительство, и в каком положении по отношению к нему находится радикальный критик? Эти сюжеты исследует Э. Надточий. Точно так же несвободны от политики и любые эстетические споры, какой бы абстрактной ни представлялась их рамка (статья С. Земляного о Брехте н Лукаче и их понимании аристотелевских категорий).

В нашу задачу не входит перечисление и характеристика всех материалов номера. Мы оговариваем лишь возможный вектор чтения. Тема левизны продолжена в тройной беседе (И.Кукулин - А.Магун -А.Скидан), камертоном которой выступает анализ знаменитого высказывания В. Беньямина об «эстетизации политики», а также в статье Б. Куприянова, рассказывающего об опыте книжного магазина, организованного по принципу коммуны. Но и анализ глобализации (Н. Сосна) не позволяет уклониться в сторону - именно то, что происходит в современном мире, требует понимания и выработки собственной позиции.

Читателю самому решать, насколько политика проникает в рассуждения о современной поэзии - этой последней, в продолжение заявленной в первом номере темы, посвящен специальный раздел (Ю. Кристева - О.Аронсон). Впрочем, очевидно одно: поэзия сегодня - это опыт сообщества, и как таковой она выходит за узко очерченные рамки. Так же и искусство - приватное и непарадное, оно всегда взывает к другому/другим (статья Вяч. Вс. Иванова в память о художнике В. Вейсберге).

Номер завершается рецензионным блоком, в котором анализируются книги по философии, литературоведению, визуальным искусствам. Но и здесь внимательный читатель вновь столкнется с разновидностями «левого» подхода.

В заключение мы хотели бы выразить благодарность всем нашим авторам - как отечественным, так и зарубежным, а также тем, с чьей профессиональной помощью блестяще преодолеваются трудности перевода. Закончим мы словами Алена Бадью, приславшего свою статью специально для нашей подборки: «Для меня Россия играет огромную роль, и направления, которые примет русская мысль в ближайшие годы, будут иметь для всех нас большое значение». Русская мысль возвращается в том числе и к собственным истокам. Возвращаясь, она движется вперед. Будем открыты - и оптимистичны.

См. содержание номера


Заказы можно направлять по адресу:
Издательство «Три квадрата»,
Москва 125319, ул. Усиевича, д. 9, тел. (495) 151-6781, факс 151-0272
e-mail triqua@postman.ru

Редактору «Синего дивана», Елене Владимировне Петровской,
можно написать в Институт «Русская антропологическая школа»
raschool@mail.ru

Hosted by uCoz