ВЫПУСК  VI
 

 
 

На главную

Содержание выпусков

Некоторые цитаты

Контакты

РАШ 

 

От редактора

Этот номер замышлялся как посвященный проблеме этничности. По-видимому, такое определение является все же нестрогим, поскольку рассмотрение «этносов» в современном мире предполагает постановку и целого ряда других, сопряженных вопросов: что такое культура вообще (не только национальная)? Каково место культурного отличия в общем движении государственного строительства? Как связаны между собой нация и государство? В собранных текстах намечены линии навигации по этой обширной территории знания. Объединяющим моментом всех представленных здесь материалов является, пожалуй, недоверие к культурному универсализму, к провозглашению горизонта «примирительного единения». (Я беру эти слова в кавычки, дабы не создавалось ложного впечатления о подстрекательстве и нетерпимости: во всех представленных текстах обсуждаются проблемы, но ни один из них, даже подспудно, не призывает к розни.) Так, оказывается, что нация «начинается» из первичного несовпадения с собою, будь то образ чужака, конституирующего народ как некую общность, но тогда необходимо «свой» народ в качестве другого (что особенно хорошо видно на примере исторической фигуры Моисея), или же представление о нации как о письме, вернее, о постоянной поперечной записи различия на пустом гомогенном теле «народа». Каждый из авторов этого раздела – Э. Саид; О. Аронсон; В. Малахов; Х. Баба – ставит под вопрос сложившиеся способы мышления об этническом, культурном и национальном. В результате открывается простор для многоголосья – не только самих теоретиков, но и живых участников процесса. Ведь не секрет, что нация или этнос постоянно становится, что располагаемся мы сегодня, несмотря на вездесущий дискурс глобализации, все больше по краям культур, и только из этого пограничного положения и может, пожалуй, что-то возникнуть. Это что-то есть не больше и не меньше как мышление и действие.

Номер, повторю, замышлялся об этничности. Но осенью случилось то, что на многие недели и даже месяцы как будто приостановило течение академической и жизненной рутины. В октябре скончался Жак Деррида. Образовалась пустота, непереводимая в траур. Мы собрали прощальные тексты его ближайших друзей и соратников (Ж.-Л. Нанси, Ф. Лаку-Лабарт), а также материалы, написанные в месте, куда Деррида, в начале девяностых, наведался дважды, и это место – Москва (В. Подорога, М. Рыклин, Е. Петровская). Ни у кого нет преимущества памяти, особенно перед лицом смерти. Память эта длится, и движется она своими порой неверными путями, только чтобы сохранить одно – эмоцию. Настигая, память уничтожает иерархичность времен, она ничего не знает о «прошлом». Вот эта память и пишет себя – не в некрологах и поминальных речах, а там, откуда никогда не сотрется присутствие. Не метафизическое, которое буквально взорвал изнутри Деррида, но присутствие как след сингулярного.

В замысел номера входило и представление творчества Бориса Михайлова. Фотограф здесь комментирует и вспоминает: опубликованный фрагмент его записей восстанавливает атмосферу вечера, посвященного открытию ретроспективной выставки, первой в Америке, в бостонском Институте современного искусства (сентябрь 2004 г.; куратор Н. Баум). Выступление было двойным – оно сопровождалось не только переводом (о чем как «медиум» вспоминаю с удовольствием), но и попыткой интерпретации (русский перевод моего выступления прилагается). В этом же разделе читатель найдет и ставшее почти традиционным интервью с «книгочеем» – на сей раз в этой роли согласился выступить директор издательства «Ультра.Культура» поэт И. Кормильцев (его собеседник – Н. Сосна).

Наконец, отдел рецензий возвращает к центральной теме номера (Е. Заяц анализирует новую книгу Л. Гудкова), подкрепляет ее философией политики (А. Магун рецензирует «Чрезвычайное положение» Дж. Агамбена; Д. Голобородько исследует дальнейшую судьбу русского Фуко), а также представляет теорию визуального (О. Гавришина размышляет о недавней конференции по фотографии в Бостоне, а И. Окунева помогает разобраться в теории живописи Ю. Дамиша).

В заключение хочу поблагодарить всех причастных к появлению этого номера на свет – авторов, в частности Х. Баба, любезно подписавшего контракт о перепечатке его классического очерка, замечательных и верных переводчиков, моих близких и друзей, без чьей безоговорочной поддержки этот проект не смог бы реализоваться, и, last but not least, моего издателя.

См. содержание номера


Заказы можно направлять по адресу:
Издательство «Три квадрата»,
Москва 125319, ул. Усиевича, д. 9, тел. (495) 151-6781, факс 151-0272
e-mail triqua@postman.ru

Редактору «Синего дивана», Елене Владимировне Петровской,
можно написать в Институт «Русская антропологическая школа»
raschool@mail.ru

Hosted by uCoz