ОТДЕЛ
РЕЦЕНЗИЙ |
|
|
|
Н.В.
Мотрошилова. «Идеи I»
Эдмунда Гуссерля как введение в
феноменологию. М.: «Феноменология –
Герменевтика», 2003. – 720 с.[1]
Сами
«Идеи I»
(как и практически все рукописи Гуссерля)
представляют собой своего рода палимпсест
– многослойное образование, слепок
многократно возвращающейся и спонтанно
прокладывающей новые ходы мысли. Отсюда,
конечно, и сложнейший вопрос чтения
гуссерлевских «книг», равно как и «Идей I»
в частности: различать ли детали системы
или воспринимать все это прежде всего как
серию опытов…
Книга
«“Идеи I”
Эдмунда Гуссерля как введение в
феноменолонию» предстает перед нами
действительным образцом этих ценностей.
У
книги непростая, но очень выверенная
структура. Часть первая посвящена пути
Гуссерля в философию и его формированию:
учеба в Галле, преподавание в Геттингене,
переписка с учителем (Брентано) и коллегами
по цеху (Наторпом, Риккертом, Дильтеем…),
ученики… В определенной мере эта глава
восполняет существенный пробел (о чем
упоминает Неля Васильевна) – «…в нашей
литературе <…> до сих пор нет <…>
подробного и целостного освещения
жизненного пути раннего Гуссерля» (с. 21).
(Это чувство необходимости восполнить
подобный пробел мне кажется вообще весьма
симптоматичным. Оно связано – в
особенности для нас – с желанием
соприкоснуться с самой традицией в ее
живом, жизненном присутствии, не только с
итоговым бытованием ее в виде текста. И
конечно, подробные интеллектуальные
биографии философов XX
века нам просто необходимы.)
В
этой же главе можно найти и обоснование
общей исследовательской позиции Нели
Васильевны Мотрошиловой, заявленной уже
названием книги: она, стараясь строго
следовать в этом Гуссерлю, полагает, что «Идеи
I» – вновь
созданный (после «Логических исследований»)
вариант феноменологии (с. 50), собственно «трансцендентальная
феноменология», новый целостный,
систематический и строго научный вариант
последней (с. 58). И поэтому именно эта книга
может послужить настоящим введением в
феноменологическую философию. Доводы этому
автор находит в том числе в ставших
доступными исследователям рукописях
Гуссерля периода создания «Идей I»,
по которым возможно восстановить линию
сознательного и кардинального
размежевания Гуссерля с «Логическими
исследованиями» (см. с. 82). И все же эта
позиция мне не представляется неуязвимой.
Первый развернутый итог на пути
гуссерлевской мысли – «Логические
исследования», именно здесь осуществляется
первая «сборка» феноменологического
мышления, именно здесь вводятся и
осуществляются процедуры надзора за
работой сознания, появляется само поле
феноменологической работы. Однако этот
вопрос требует, конечно же, более
профессиональной, предметной и подробной
дискуссии (фактически эта дискуссия была
начата, о чем упоминает и Неля Васильевна
Мотрошилова, уже учениками и
последователями Гуссерля, не перешедшими
на позиции «Идей I»
(см. с. 75 и далее)). (В своей рецензии я не
смогу углубиться в этот вопрос, поскольку
не ставлю себе никакой аналитической
задачи, но только задачу представления
книги.)
Впрочем,
та или иная позиция в этом, пусть и
фундаментальном, вопросе, не может, как мне
представляется, служить препятствием
чтению основного корпуса работы.
Замысел
и структура «Идей I»
обсуждаются во второй части книги Н.В.
Мотрошиловой. Наиболее объемные части – III–VIII
книги – можно читать как минимум двумя
способами: простым ходом, страница за
страницей (и получить в итоге прекрасное
панорамное представление не только об «Идеях
I», но и о
феноменологической философии), или
параллельно с самим гуссерлевским текстом
«Идей I»
(что, несомненно, еще более продуктивно для
того, кто изучает феноменологию
углубленно). (Трудностью для
непрофессионалов, конечно, служит то, что
единственный на сегодняшний день перевод «Идей
к чистой феноменологии и
феноменологической философии»,
выполненный в конце 90-х нашим известным
филологом А.В. Михайловым, по выражению Н.В.
Мотрошиловой, был сделан до
текстологического анализа и, согласно этой
осторожной экспертной оценке, видимо, не
может быть принят как основа для
исследования.) Фактически в этих основных
частях представлен текстологический
анализ «Идей I»
(автор движется параграф за параграфом
гуссерлевской книги, переходя от его учения
о мире и «естественном познании» к проблеме
эйдосов и эйдетических наук, проходя темы «естественной
установки», феноменологической редукции и
трансцендентализма, потока сознания и
модели чистого сознания, учение о ноэзисе и
ноэме, завершая темами предметности,
феноменологии разума и истины…). Однако
наряду с текстологическим анализом и даже
внутри него автором выполняются
собственные исследовательские задачи,
даются обзоры современного состояния
изучения феноменологических проблем и
сюжетов. Поэтому у книги очень много граней
и пластов, а ее прохождение можно
действительно назвать «путешествием»
(слово использует сама автор; правда, легкие
обертоны этого слова скрывают сложность
предприятия). И надо сказать, что автор,
берущая на себя роль проводника, пытается,
не снижая сложности понимания и
продумывания гуссерлевского произведения,
– за счет четкой структуры своего текста,
вводимых предметных схем, дидактических
приемов выделения и остановки внимания, –
разобраться буквально в «нагромождениях»
(с. 533) всех тех проблем, которыми занят
Гуссерль в этой книге.
Работа
Нели Васильевны Мотрошиловой сопровождена
великолепными именным и предметным
указателями и обширнейшим списком
литературы.
Я
думаю, что этот по-настоящему огромный труд,
который исполнила Неля Васильевна
Мотрошилова, еще и своего рода вызов
сегодняшнему уровню, характеру и масштабу
отечественных историко-философских работ.
Свое
исследование Неля Васильевна Мотрошилова
посвятила памяти мужа, замечательного
ученого и обаятельнейшего человека Юрия
Александровича Замошкина. Для меня это было
еще одним свидетельством того, какое
значение она сама придает этой книге.
Надеюсь, что за первыми появившимися на нее
рецензиями[3]
появятся и иные отклики отечественных
исследователей, в особенности тех, кто
работает с феноменологической традицией. И
это уже будет сугубо предметное и детальное
обсуждение, которого книга безусловно
заслуживает.
[1]
Книга признана «Книгой года 2003» по
материалам «Ex
libris
НГ».
[2]Один
из грандиозных вопросов, занимавших
Гуссерля, звучал, по свидетельству
Гадамера, так: «Как я становлюсь честным
философом?» – «Он разумел под этим: как я
могу так проделывать каждый шаг моего
мышления, чтобы каждый следующий шаг
совершался на прочной почве? Как я могу
избегнуть любого необоснованного
допущения и тем самым, наконец,
реализовать свой идеал строгой науки
также и в философии?» (с. 586).
[3]
См., в частности, рецензии А. Чернякова («Вопросы
философии», 2004, № 2) и А. Доброхотова («Новый
мир», 2004, № 4).
Заказы можно
направлять по адресу:
Издательство «Три квадрата»,
Москва 125319, ул. Усиевича, д. 9, тел. (495)
151-6781, факс 151-0272
e-mail triqua@postman.ru
Редактору «Синего дивана», Елене
Владимировне Петровской,
можно написать в Институт «Русская
антропологическая школа»
raschool@mail.ru