ОТДЕЛ
РЕЦЕНЗИЙ |
|
|
|
Последняя
книга Джорджо Агамбена «Чрезвычайное
положение» (“Stato di eccezione”, 2003;
французский перевод: “Etat
d’exception”, 2003[1];
английский перевод должен вот-вот
появиться) – продолжение его известной
книги “Homo Sacer.
Суверенная власть и голая жизнь” (1995)[2].
Уже на титульном листе “Homo
Sacer”
стояла цифра I.
С тех пор вышел третий том “Homo Sacer. Что остается после Освенцима: архив и
свидетель” (1998) и вот теперь первая часть
второго тома, “Чрезвычайное положение”.
В
каком-то смысле основная мысль этой книги
была уже намечена в первом томе, собственно
“Homo
Sacer”. «Чрезвычайное положение» прежде всего
является приложением и углублением уже
высказанных Агамбеном идей. Тем не менее,
как любое «позднее» произведение, новая
книга вводит в прежние мысли тонкие нюансы,
уточняет формулировки, локализует апории.
Она в высшей степени заслуживает прочтения.
Эта книга не только доставляет
удовольствие – как и прочие книги Агамбена
– умопомрачительной эрудицией и
прозрачным нарративным стилем, в который
облекается логика, но кроме того чарует
постоянным возвратом к центральному,
спорному и трудному тезису.
Русскоязычный
читатель, к сожалению, не знаком со ставшей
уже классической книгой “Homo
Sacer I”. Подытожу ее очень кратко и
приблизительно. Агамбен возвращается там к
шмиттовскому понятию суверена как
исключенного из закона, «принимающего
решение о чрезвычайном положении»[3]
и показывает, опираясь прежде всего на
материал ранней древнеримской истории, что
суверен в этом отношении подобен изгою и
отверженному, стоящему вне закона и
сведенному к чистой, «голой жизни». Такого
человека в Риме называли Homo
Sacer. Фигура
суверена и отверженного есть, по сути, одна
и та же фигура, фигура власти и ничтожества
одновременно. Чрезвычайное положение, в
которое помещена эта фигура, является
истинным основанием любого закона. Это зона
неразличимости между правом и жизнью,
чистая граница права. Далее, опираясь на
знаменитый восьмой тезис из текста «О
понятии истории» Вальтера Беньямина[4],
Агамбен утверждает, что в современности
чрезвычайное положение все более
становится правилом. Глобальное
распространение абстрактного права
приводит к тому, что в каждом конкретном
случае оно должно освобождать от своего
выполнения, без конца плодить исключения.
Когда теряется граница между правом и
жизнью, исчезает и то и другое, и появляется
странный мир чрезвычайного положения, где
право не исполняется, а человеческая жизнь
превращается в чистую «биологию», подпадая
под ведение экспертной биовласти. Из
книги “Homo
Sacer” не очень
понятно, какова этико-политическая позиция
самого Агамбена. Похоже, что он склоняется к
апокалиптизму и предлагает радикальный
отказ от всего современного порядка: как
минимум, он предлагает искать выход «за
пределы суверенитета» и «мыслить онтологию
и политику вне всякой фигуры отношения»[5].
Но что это значит, не вполне ясно.
Новая
книга подробно останавливается на группе
понятий, связанных не с сувереном и
отверженным, а с самой зоной их локализации
– «чрезвычайным положением». Тут сразу
надо отметить, что хотя «чрезвычайное
положение» – стандартный перевод
технического термина “stato di eccezione”,
более точным был бы перевод «исключительное
положение». «Исключительное» имеет более
строгий смысл, чем «чрезвычайное», отсылая
не к обычаю, а к логическому или
юридическому правилу.
Агамбен подробно описывает историю термина и его более древних синонимов. Само по себе «чрезвычайное положение» возникает в праве недавно – его появление связано с Французской революцией (неудивительно, замечу от себя, потому что революции во Франции и Америке породили первые письменные конституции, а чрезвычайное положение – именно конституционная норма).
Во
Франции говорили собственно об “état de
siege”, «осадном
положении», в то время как в Германии
позднее выбрали более «философское»
определение “Ausnahmezustand”,
«исключительное положение».
Но
прецеденты «чрезвычайного положения» были
и в римском праве. Ближе всего к нему
подходило понятие “iustitium”,
буквально «остановка права» (та же
структура, что в “solstitium”,
солнцестояние), которое широко применялось
в республиканский период, затем, как ни
странно, оно стало означать «траур»,
особенно траур по императору, а в новых
языках неожиданно приобрело значение «справедливость».
Споря с Шмиттом, Агамбен указывает на
разницу между “iustitium” и диктатурой – диктатура была моделью
наделения властью диктатора сенатом,
вторичной по отношению к самому «чрезвычайному
положению».
Кроме
этого понятия римского права, Агамбен
пытается ассимилировать в свою систему
даже известную пару понятий auctoritas/potestas.
По его мнению, auctoritas, эта надюридическая форма господства,
есть не что иное, как римский вариант
суверенитета.
Теоретический
фон масштабного историко-понятийного
экскурса Агамбена – это прежде всего Карл
Шмитт и Вальтер Беньямин. Агамбен
драматизирует их отношения и
реконструирует диалог между ними, длящийся,
по его мнению, на протяжении всей жизни
каждого мыслителя. К общеизвестной
информации о письме Беньямина Шмитту 1930
года, о ссылке Беньямина на «Политическую
теологию» Шмитта в «Истоке немецкой
барочной драмы», а также о ссылках на
Беньямина в поздней книге Шмитта «Гамлет и
Гекуба» Агамбен добавляет, что Шмитт в 1973
году писал корреспонденту, что его книга о
Гоббсе была незамеченным ответом Беньямину,
а также высказывает гипотезу, что «Политическая
теология» могла быть, в свою очередь,
ответом Шмитта на эссе Беньямина «К критике
насилия», которое Шмитт, вероятно, знал.
Говоря
в общем, Агамбен противопоставляет негативную
концепцию чрезвычайного положения у
Беньямина позитивной его концепции у
Шмитта. Для Шмитта чрезвычайное положение
– политический аналог чуда, а для Беньямина
оно катастрофично. Шмитт считал норму о
чрезвычайном положении необходимой, потому
что она позволяет праву выходить за
собственные пределы и устанавливать
отношения с внеправовым (поскольку право не
совпадает с универсумом). Для Беньямина же,
пишет Агамбен, чрезвычайное положение есть
зона абсолютной подвешенности,
неопределенности между аномией (бесправием)
и правом. У Шмитта – артикуляция, у
Беньямина – кризис.
Если
Шмитт, по мнению Агамбена, хочет
империалистически подчинить внеправовое
праву через фигуру чрезвычайного положения,
то Беньямин, в «Критике насилия», напротив,
ищет точку, полностью внеположную праву и
находит ее в «чистом», неинструментальном
насилии. Он стремится разорвать отношения
между правом и жизнью вне права, которая
предстает тогда как насилие.
Так
же как западная метафизика, заметив
внеположность, трансцендентность бытия
сущему, выстраивает фигуры абсолюта, чтобы
ввести это внешнее в систему логоса, так же
право, с точки зрения Агамбена, придумывает
фикцию чрезвычайного положения, чтобы
притворно подчинить себе, во-первых,
насилие, а во-вторых, пустоту аномии.
Агамбен
указывает на две противоположные
интерпретации чрезвычайного положения: «плероматическую»
и «кеноматическую». В соответствии с первой,
чрезвычайное положение возвращает
правителю «полновластие» (plenitudo
potestatis)
абсолютного правителя. В соответствии со
второй, чрезвычайное положение скорее
производит правовую пустоту, аномию.
Агамбен считает правильной (и приписывает
Беньямину) вторую позицию, а первую,
мифологическую, приписывает Шмитту.
Что
же делать? Агамбен несколько раз
возвращается к довольно сильным политико-этическим
утверждениям. Конечно, говорит он, нет речи
о том, чтобы полностью отвергнуть
чрезвычайное положение, эту зону кризиса
права, и вернуться к нормативному праву или
к жизни, как она есть. Это невозможно, потому
что чрезвычайное положение основывает,
конституирует и право, и «жизнь» (об этом
Агамбен говорит здесь более четко, чем в
предшествующих книгах). Тем не менее,
подлинный, «политический» выход из
чрезвычайной ситуации заключается, по
Агамбену, в том, чтобы разорвать
отношения между правом и жизнью, правом и
насилием, властью/возможностью и действием.
Тогда возникнет (впервые!) неупотребляемое,
неисполняемое право, с одной стороны, и
неинструментальное, самодостаточное
действие, с другой. «Неимперативной речи,
которая ничего не приказывает и не
запрещает, соответствовало бы действие как
чистое средство, которое предъявляло бы
только само себя, без отношения к какой-либо
цели» (p. 148). Вот такой, несколько мистический,
утопический антиструктуралистский призыв,
в духе, я бы сказал, иенского романтизма,
звучит со страниц этой книги – даже более
отчетливо, чем в прошлых книгах.
Что можно на все это сказать? Прежде всего, представляется, что Агамбен проявляет терминологическую непоследовательность в использовании понятия «аномия». Как правило, он употребляет его синонимически по отношению к «жизни» и «насилию», чтобы обозначить их противоположность праву. Но на странице 102 он предлагает считать аномию средним термином, а именно зоной подвешенного закона, по-видимому, совпадающей с чрезвычайным положением, исключением. Тогда создается троичная структура в духе Канта: закон, жизнь (насилие) и аномия, обеспечивающая их отношение. И это довольно убедительно. И все же остается вопрос об онтологии Агамбена: имеем ли мы дело с контактом двух субстанций (закона и жизни, знака и вещи) или с трансценденцией одной субстанции в неизведанную пустоту? Или вообще с реальностью границы, которая производит обе субстанции как артефакты?
Если мы стоим на собственной позиции, работаем с уже имеющимся строем, с уже написанной буквой, то лучше все-таки выходить за собственные пределы и открываться тому, что творится вне твоей структуры, чем отказываться вступать в отношения с иным и бороться за взаимную чистоту. Позиция Агамбена, исходящая из двух противоположных субстанций сразу, кажется непозиционной, аполитичной.
Идея чрезвычайного положения заключается в том, чтобы закон имел как бы латеральное зрение, пластичность и способность к трансформации. Никакой метафизической «аннексии» трансцендентного здесь нет. При этом нужно, конечно, быть чувствительным и к беззаконности самого закона. Но все же стараться непрестанно, вновь и вновь, проводить суверенную границу между правовым и чрезвычайным, чтобы поддерживать смысл и того и другого. Таков императив Шмитта. Агамбен же идет дальше простого различения: для него граница осмыслена, только если она становится полным разрывом. Но ведь верно и обратное: нет разрыва без различения и вступления в отношения. Как политика требует и признания врага, и непризнания его, так и право требует применения и неприменения одновременно. Подвешивание этих антиномий не обязательно должно вести к разрыву их членов: достаточно, на мой взгляд, аритмического колебания между ними.
[1]
Giorgio Agamben. Stato di eccezione. Torino:
Bollati Borighieri,
2003;
Giorgio Agamben. Etat d’exception. Homo Sacer II, 1. P. :
Seuil,
2003. Не зная итальянского, я пользовался
французским переводом.
[2]
Agamben G. Homo Sacer, Le pouvoir souverain et la vie nue. P. :
Seuil,
1997.
[3]
Шмит К. Политическая теология. – В кн.: Его
же. Политическая теология. М.: «Канон-Пресс»,
2002, с. 1–99.
[4]
Беньямин В. О понятии истории // НЛО, 2000, №
46.
[5]
Agamben G. Homo
Sacer, pp. 57–58. О
политической позиции Агамбена и его
чтении Шмитта см. также мою статью «Новый
строй земли» (Полис,
2003, № 2, с. 112–123).
Заказы можно
направлять по адресу:
Издательство «Три квадрата»,
Москва 125319, ул. Усиевича, д. 9, тел. (495)
151-6781, факс 151-0272
e-mail triqua@postman.ru
Редактору «Синего дивана», Елене
Владимировне Петровской,
можно написать в Институт «Русская
антропологическая школа»
raschool@mail.ru