ОТДЕЛ РЕЦЕНЗИЙ 
 

На главную

Содержание выпусков

Отдел рецензий 

Некоторые цитаты

Контакты

РАШ 

 

Владислав Софронов

Измениться, чтобы понять  

Ален Бадью. Мета/Политика: Можно ли мыслить политику? Краткий трактат по метаполитике. Пер. с фр.: Б. Скуратов, К. Голубович. М.: «Логос». 2005. – 240 с. (Тираж: 3.000 экз.)

Ален Бадью привлекает к себе постепенно все больше внимания. Его книги выходят одна за другой, читающая публика, по-видимому, им интересуется. Читать его, однако, непросто, его марксизм для современного русского читателя – тоже предмет по большей части недоумения, так что не совсем понятно, почему его популярность растет такими темпами. Первый возможный ответ на данный вопрос: рынок интеллектуальной продукции, как и любой другой рынок, для своего «разогрева» и развития требует постоянного появления «новинок». Сектор постструктурализма освоен практически до конца (по крайней мере в тех масштабах, в которых он может быть «переварен» читающими по-русски). Так что пришла пора выходить за его пределы – что, по-видимому, и происходит.

Читать Бадью, повторюсь, непросто. По двум причинам. Во-первых, как непросто читать любого философа (плохого и незначительного так же непросто, как выдающегося). Он пишет достаточно сложным языком и настойчиво пользуется незаимствованным, самостоятельно разработанным категориальным аппаратом. (К тому же не переведена его главная книга «Бытие и событие», что делает понимание его текстов еще более сложным.) Во-вторых, из-за его марксизма, которому он всегда был верен и от которого, в отличие от очень многих, до сих пор не отрекся. Сегодня у нас авторитет марксизма только-только начинает возрождаться (интерес к Бадью – один из признаков такого возрождения). Одними он забыт, другими оболган, большинству пока просто неизвестен. И здесь Бадью чрезвычайно «уместен», здесь он на месте: с одной стороны, он использует сложный философский язык (которым у нас маркирована «настоящая философия») и понятия вроде «сингулярность», близкие сердцу переварившего (или не переварившего) постструктурализм читателя. С другой стороны, за счет своего марксизма он выходит далеко за пределы привычной тематики и может полноправно позиционироваться на рынке как настоящая новинка.

Вышедшие ранее в русском переводе книги Бадью (об апостоле Павле, о Делёзе, о «манифестациях» философии в политике, науке, искусстве и любви) воспринимались в некоем абстрактном и пустоватом метафизическом пространстве, где им не хватало контекстов для более или менее адекватного понимания. Теперь же, когда перед нами книга, целиком посвященная традиционной марксистской тематике – мышлению о политике, – позиция Бадью видится более ясно. И главное, на мой взгляд, что там стоит увидеть, это реабилитацию понятия «истина» и даже того, что условно можно назвать «практикованием истины». Это, как представляется, есть смысловой центр книги – мысль соотносится с истиной, а не с плюральностью мнений (выраженное так абстрактно, это положение, конечно, может показаться слегка тривиальным, но для нас, увы, даже эта тривиальность является чем-то новым):

«Коль скоро “политика” находит единственное легитимное место в общественном мнении, то само собой разумеется, что из нее исключена тема истины. <…> задолго до того, как стать арендтианской или кантианской, тема несводимой противоположности между истиной и мнением была платонической; <...> иными словами, ее можно назвать идеей философской монополии на истину, идеей, облекаемой в связь между истиной и «философской жизнью» <…> но стоит при этом отметить, что та идея, что политика <…> вечно обречена относиться к сфере мнения, будучи навсегда оторванной от всякой истины, платонической никак не является. Известно, что эта идея – софистическая. <…> Реабилитацией заслуживает называться реабилитация, разумеется, не “свободы мнения”, но темы истины, которую нужно продвигать, опираясь на безусловные реальные истины, посредством низвержения философского релятивизма и [посредством] критики капитало-парламентаризма» (с. 106, 109).

Следующий важный момент книги – это прояснение связи между центральным понятием философии Бадью – «сингулярностью события» – и ее (этой сингулярности) условиями и последствиями. В сознании русского читателя, подозреваю, сингулярность Бадью связывается с некими самодостаточностью и «остановкой». Но уже сейчас должно проясниться, что для французского философа это совсем не так. Очередной раз отмечая, что первоначалом всякой политики является абсолютная сингулярность, Бадью тут же продолжает: «Всякая политика существует только в последовательности, пока развертывается то, на что событие “способно” в том, что касается истины» (курсив мой. – В.С.; с. 115). И далее – политика освобождения и справедливости как реализация «идеи справедливости и освобождения человечества» (с. 154). Тем самым становится понятно, что сингулярность события – это не «замороженная монада»; она находится в сложной связи с одним из принципиальнейших векторов марксистской традиции – с историей (и с борьбой за интеллектуальную, политическую и социальную истину, которая как таковая неотделима от истории).

Тем не менее нужно сказать, что этот исторический и практический вектор (по крайней мере, в известных нам пока книгах) все же кажется не так тщательно прописанным, как вектор сингулярности и его категориальной (в своем а-историческом применении) проработки. Этому есть объяснение. Лучшие годы Бадью, не считая 68-го, пришлись на десятилетия поражения и упадка. Следы этих разочарований и усталости очевидны в его книгах. Так, работу «Можно ли мыслить политику?», написанную в 1984 году, в низшей точке спада, он начинает утверждением, что все основополагающие политические категории – рабочее движение и интересы собственников, национализм и интернационализм, капитализм и социализм и т.д. – «мало-помалу перестали работать» (с. 9).

И все же даже «деструкция» марксизма для Бадью – средство «предохранения его от вырождения» (с. 19), а не похороны. При этом Ален Бадью никогда не отказывался от попыток соединить свое академическое философствование и свою политическую практику, что было делом совсем не частым в те десятилетия власти разочарованных (он является создателем и участником «Политической организации», группы прямого низового коллективного политического действия, нацеленной на практическую борьбу за права иммигрантов, рабочих, бездомных и т.п.).

Итак, главный смысл этой книги мне видится в продумывании таких тем, как истина, практикование истины, то есть политика освобождения и справедливости. Все остальные темы книги вытекают из них. Перечислю вкратце некоторые из ее других проблематизаций. К ним относятся: критика присущего и консерватизму и либерализму представления о греховности природы человека (с. 114–115); отстаивание той точки зрения, что поражения революций не накладывают запрета на их будущие победы, что «теория тоталитаризма» не может дать объяснение имевшим место поражениям (с. 154–155); указание, что подлинной человеческой способностью является не интерес, а мысль «как то, благодаря чему истина охватывает и пронизывает человеческое существо»: подлинная политика основана на эгалитарном принципе способности различения истинного, или благого, – «всех слов, которые философия воспринимает под знаком истины, на какую способен коллектив» (с. 180–181). Наконец, это традиционная марксистская тема критики государства как неспособного осуществить идею справедливости, поскольку для государства справедливость – это гармонизация игры интересов: «Но ведь справедливость, т.е. теоретическое имя аксиомы равенства, с необходимостью отсылает к полностью бескорыстной, незаинтересованной, субъективности» (с. 183).

И все-таки это только начало нашего понимания Бадью. Нам неизвестен его главный труд. Мы совсем плохо представляем себе круг тех авторов, которые являются для него референтными; хуже всего нам известен западный, да и мировой в целом, послевоенный марксизм. Наконец, должны измениться мы сами, чтобы понять его. Потому что в стране, где большинство интеллектуалов относятся даже к экономической борьбе трудящихся в лучшем случае с недоумением, а то и как к «восстанию быдла», стремление Бадью мыслить забастовку рабочих-иммигрантов на заводе Тальбот – возьмем только один пример – не может быть понято адекватно. Но если книги марксиста Бадью переводятся, читаются и рецензируются в журналах, значит, с нашими интеллектуалами что-то происходит в этом направлении? Или нет?


Заказы можно направлять по адресу:
Издательство «Три квадрата»,
Москва 125319, ул. Усиевича, д. 9, тел. (495) 151-6781, факс 151-0272
e-mail triqua@postman.ru

Редактору «Синего дивана», Елене Владимировне Петровской,
можно написать в Институт «Русская антропологическая школа»
raschool@mail.ru

Hosted by uCoz