ВЫПУСК  ΙΧ
 

 
 

На главную

Содержание выпусков

Некоторые цитаты

Контакты

РАШ 

 

Вместо предисловия

В астрономическом времени для людей особой привлекательности нет. В самом деле, что означают эти быстро проносящиеся годы, эти новые цифры, помечающие собой то, что вроде остается неизменным? Что означает, иными словами, этот вечный конфликт души и тела, если он разыгрывается не спекулятивно, а в рамках отдельного существования? Помимо социальных конвенций, нам напоминают, существует память дат. Дата не может иметь универсального значения, сберегая скорее случайность, но такая случайность всегда на стороне отдельного существования. Хочется совпадения: хочется, чтобы рубеж – хронологический, хронометрический – стал памятной датой.

Всякий юбилей – это возвещение чего-то. Это призыв увидеть в аккумуляции времени аккумуляцию присутствия: его интенсивность, неповторимость, его особую фигуру. Юбилей – это расступание в сторону, но не в почтительном молчании, а чтобы лучше рассмотреть: вот он здесь, среди нас, этот человек, которого мы так хорошо знаем, чью меру в силу этого нам не дано определить. Ибо живое время враждебно всяким измерениям... И тогда на помощь приходит сама астрономия, приходят хронометры и часы.

Вопреки сложившейся практике я не стану представлять материалы текущего номера. Этот номер мы назвали «специальным» – «спецвыпуском», как принято говорить на журналистском языке. Это так, ибо посвящен он от начала до конца одному-единственному человеку, который в этом году отмечает свой юбилей. Заглянувший в оглавление сразу же понял, что речь идет о Валерии Подороге. И я позволю себе не перечислять здесь ни его званий, ни академических заслуг. Ограничусь констатацией того, что это философ, создавший свое оригинальное учение, и потребуется не одна подборка текстов и ни один год исследований, коллективных и индивидуальных, чтобы по-настоящему разобраться во всем корпусе представляемых им идей. Отрадно то, что это можно начать делать уже сегодня, считаясь не с конъюнктурой, а с призывом, исходящим от юбилея, юбилея как момента узнавания.

Думаю, что каждый из авторов выпуска мог бы произнести такие слова: с Валерием Подорогой я познакомился (или познакомилась) тогда-то, при таких-то обстоятельствах. Некоторые так и делают. Ибо и у дружбы, и у совместной работы есть исходная точка: часто то и другое совпадает. Есть, впрочем, еще один регистр, возможно несколько более тонкий. Трудно находить слова для «знакомства», которое влияет на дальнейшую жизнь, на совершаемый в ней выбор. Еще труднее заводить разговор на тему ученичества и долга – ведь «наследие», если верить проницательному Жаку Деррида, есть императив этический. Во что оборачивается «долг», какой мы платим своему учителю? О взаимности здесь речи нет и быть не может. Учитель своим бесстрастием показывает нам, что мы всегда будем в долгу – перед всякой сингулярностью. Нас окликают – если это сделал учитель, нам повезло...

Каждому еще предстоит рассказать свою историю о юбиляре. Вот моя, короткая: я познакомилась с Валерием Подорогой в Институте философии, в кабинете тогдашнего замдиректора В.В. Мшвениерадзе. (Одновременно он возглавлял и тот сектор, куда намеревался взять меня в аспирантуру.) Но лучше всего я помню Валерия Подорогу уже в самом секторе – предпочитаю считать это нашей первой встречей, – когда он обратился ко мне лично, дружелюбно, неформально, с вопросами, касавшимися серьезности моих намерений как аспирантки. (Вы хотите понять феноменологическую редукцию, спрашивал он, действительно понять, а не перечислять ее разновидности? Вы хотите разобраться с трансцендентальным единством апперцепции у Канта? Замирая от предчувствия одновременно приключения и испытания, я с силой повторяла: да.) Убеждена: кто-то должен взять на себя труд написать эту биографию. Даже если это будет сделано вопреки методу, разрабатываемому самим Подорогой. Полагаю, что это будет биография не одного человека, но многих людей: в первую очередь близких, друзей, но также и тех, с кем Валерий Подорога ведет непрерывный диалог, прорезающий целые столетия. В этой биографии должно найтись место Эйзенштейну, Гоголю, Хайдеггеру, Ницше, Кафке... Как, наверное, и всем тем разнообразным зооморфным существам, почти животным, которыми помечаются точки интенсивности самого мышления. И, безусловно, ландшафтам: высоким альпийским лугам, морскому простору, крестьянской земле, горам и долинам. Может, для описания жизни этой мысли потребуется новый жанр – потребуется его изобретение.

Все это открытые возможности. Что касается предлагаемой вниманию подборки, то это не более чем первый подступ, начало разговора о философии, которая, повторяю, ждет своего анализа и даже, по мнению некоторых, собственно определения. Я хочу поблагодарить всех тех, кто отозвался – на зов юбилея. Знаю, что потенциальных авторов намного больше, и уверена в том, что они опубликуют свои размышления. Выражаю искреннюю признательность исполнительному директору клуба «Красная площадь» Андрею Парамонову за эффективную помощь в расшифровке беседы «Утопия и диалектика». Благодарю также Сергея Митурича и своих близких, которые, каждый по-своему, не теряя веры, позволяют продолжать этот издательский проект.

Елена Петровская

См. содержание номера


Заказы можно направлять по адресу:
Издательство «Три квадрата»,
Москва 125319, ул. Усиевича, д. 9, тел. (495) 151-6781, факс 151-0272
e-mail triqua@postman.ru

Редактору «Синего дивана», Елене Владимировне Петровской,
можно написать в Институт «Русская антропологическая школа»
raschool@mail.ru

Hosted by uCoz